версия для слабовидящих

Республика Беларусь Могилевская область

г.Чаусы, ул.Ивутенко, д.19

15 марта председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов и министр лесного хозяйства Михаил Амельянович с генеральными директорами ГПЛХО совершили осмотр с воздуха труднодоступных лесосек в Смолевичском и Червенском районах. На них в зимний период велась ликвидация последствий ураганов, нанесших значительный ущерб лесному фонду летом 2016 года.

Руководитель главного контролирующего органа страны обратил внимание лесоводов на выявленные во время облета несоответствия между планом работ и его реальным выполнением. В первую очередь это касается труднодоступных лесосек, разрабатывавшихся минувшей зимой.

Леонид Анфимов напомнил, что представители отрасли сами определяли сроки, в которые они планировали навести порядок в лесном фонде. И подчеркнул, что Президент Беларуси Александр Лукашенко уделяет особое внимание ликвидации последствий небывалых в истории страны буреломов и вовлечению в хозяйственный оборот буреломной древесины. Вся запрошенная отраслью поддержка со стороны главы государства была оказана, поэтому утвержденные планы должны быть выполнены в срок и в полном объеме. Спрос за это у Президента будет жесткий.

Михаил Амельянович, со своей стороны, отметил, что уже в самом начале разработки буреломно-ветровальных лесосек было понятно, что кое-где заготовка и вывозка древесины будет затруднена до невозможности. Ведь на некоторых заболоченных участках лесного фонда, поврежденного ураганом, вода не высыхала даже летом. Тем не менее лесоводы надеялись, что зимние морозы позволят в запланированные сроки заготовить и вывезти с труднодоступных лесосек всю буреломно-ветровальную древесину.

К сожалению, зима оказалась ненадежным союзником и пришла позже обычного. А из-за раннего резкого потепления уже в середине февраля болотистая почва «поплыла», утягивая в трясину людей и дорогостоящую технику. На ряде участков оказались заблокированными даже промсклады с заготовленной древесиной.

С особыми трудностями лесоводы столкнулись на ветровальных лесосеках. Из мягкого болотистого грунта выворотни корней поваленных деревьев взмывают в небо на два-три метра. Трелевочные тракторы не могут туда подъехать. Заготовленные сортименты приходится выносить на руках. Но выполнить вручную такой объем работ в указанные сроки невозможно.

— Почему не трелюете лебедками? — поинтересовался Леонид Анфимов.

— По той же причине, из-за выворотней, — практически хором, в один голос ответили гендиректора ГПЛХО. — Пробовали и 40-метровыми, и 100-метровыми тросами тащить. Они цепляются за пни и рвутся.

— Вы знаете позицию Президента: брошенной на буреломах древесины остаться не должно, — прервал зарождающуюся дискуссию председатель КГК. — Нужны обоснованные предложения, которые с учетом сложившейся ситуации позволят навести порядок в лесном фонде к запланированному сроку.

У Михаила Амельяновича такие предложения были. Он отметил, что по мере разработки ветровально-буреломных участков выяснялось — площади, подлежащие сплошным и выборочным санитарным рубкам, существенно превышают предполагавшиеся изначально. Тем не менее, во-первых, как и планировалось, до 1 мая 2017 года вся деловая древесина на ветровально-буреломных лесосеках будет заготовлена и вывезена.

Во-вторых, дровяной древесиной рынок перенасыщен, сбыта нет. Поэтому то, что заготавливается и остается на лесосеках и промскладах, будет аккуратно сложено и укрыто. Это позволит снизить естественную влажность дровяной древесины и вывозить ее постепенно, по мере формирования спроса с началом следующего отопительного сезона.

В-третьих, по мере разбора березовых ветровалов выяснилось, что поваленные деревья сохраняют связь с почвой, продолжают жить и питаться. При этом древесина сохраняет полностью свои товарные качества. Поэтому на тех участках, где поваленные деревья зазеленеют и покроются новой кроной, этой весной нет острой необходимости в их разработке.

По мнению министра, эти меры позволят решить главную задачу — ввести в хозоборот практически весь объем ветровально-буреломной древесины 2016 года.

Леонид Анфимов согласился с тем, что предложенные решения на первый взгляд логичны. В то же время, если расчеты лесоводов на сохранение товарных качеств ветровальной березы не оправдаются или при складировании дровяной древесины будут допущены технологические нарушения, которые приведут к ее порче, должностным лицам Минлесхоза придется нести за это ответственность в полном объеме. Что же касается деловой древесины с буреломных лесосек и порядка в поврежденном ураганом лесном фонде, то тут и обсуждать нечего — за выполнение своих обязательств отрасли предстоит 1 мая держать ответ перед страной и Президентом.

Забронировать дом охотника